Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Три в одном: как древние дороги образовали вылетную магистраль

Это сегодня из Москвы в рязанском направлении идет скоростная магистраль М-5 «Урал» - единственная магистраль, связывающая Западно-Сибирскую часть России с Центрально-Европейской. А раньше в сторону Рязани добраться сухопутьем было очень проблематично. Мало кто знает, что прародительницами современного пути стали три древние дороги на Коломну.

Много веков назад из древней Москвы в южном направлении выходили три дороги: на Серпухов, Каширу и Коломну. Дорога на Тулу (через Серпухов) имела второстепенное значение, так как на ней кочевники часто устраивали грабежи. А вот Кашира и Коломна являлись довольно мощными оборонительными и торговыми пунктами. Особенной популярностью пользовалась Коломна, стоявшая на перекрестке водных и сухопутных дорог и игравшая существенную роль в торгово-экономической жизни Москвы и всего Подмосковья.

Известно, что в Коломну из столицы вели три грунтовые дороги. Согласно древним сочинениям о Мамаевом побоище, русские рати из Москвы двигались по указанию великого князя Дмитрия Ивановича на сборное место в Коломну тремя дорогами: Болвановской, Бращевской и Котловской.

  • БОЛВАНОВСКАЯ дорога начиналась около Таганки, от церкви Николы-на-Болванье и пролегала мимо Андроникова монастыря, удаляясь по левому берегу Москва-реки в направлении Коломны.
  • БРАШЕВСКАЯ дорога начиналась в Замоскворечье и пролегала через подмосковную деревню Котлы, направляясь далее на Николо-Угрешский монастырь (в 7 верстах южнее бывш. села Люберцы) и далее по левому берегу Москва-реки до Красного или Брошевского (по иным источникам - Боровского) перевоза на ней. Затем она шла правым берегом реки вплоть до Коломны, и ее направление совпадало, примерно, с современным направлением Рязанского шоссе.
  • КОТЛОВСКАЯ дорога, как и Брашевская, пролегала через деревню Котлы. А далее, начиная от развилки на Серпухов и Каширу, шла по последней. Поэтому Котловская дорога являлась, собственно, той же Каширской. Этот путь на Коломну считался в те времена наиболее безопасным.

Вместе три дороги представляли собой не что иное, как начальный участок главного Рязанского магистрального грунтового пути, образуя своеобразную дорожную дельту.

Однако далее по пути от Коломны в сторону Переяславля-Рязанского (после ХVIII в. – город Рязань) сухопутной дороги не было очень долгое время. Связь с Рязанским княжеством осуществлялась исключительно водным путем. Только в конце ХIV - начале ХV веков стали медленно, но верно прокладывать первые сухопутные дороги вдоль реки Оки. 

Почему же так медленно зарождался прямоезжий путь в сторону Рязани? Причиной этому стали естественные преграды - лесисто-болотистые места со множеством рек и речек, пересекавших это направление. В летний период преодолеть эти чащи пешему или даже конному путнику было не по силам. 

Документы и летописи тех лет свидетельствуют, что завершение торения грунтового пути от Коломны до Рязани могло произойти не ранее первой половины ХIV века. Однако во времена походов Ивана III и Ивана IV Грозного на Казань Рязанский тракт уже точно существовал, так как основные ратные силы выходили именно из Коломны.

Сегодня путникам не нужно заезжать в Коломну, чтобы добраться до Рязани и других городов. В 80х годах прошлого века был построен обход города на трассе М-5 «Урал». И сейчас на автомобильной дороге регулярно вводятся в эксплуатацию обходы го­родов и населенных пунктов, мосты и путепроводы, транспортные развязки. Так, в настоящее время на трассе идет строительство обхода поселка Октябрьский с мостом через реку Москва. Все эти меры предпринимаются для того, чтобы увеличить пропускную способность трассы и разгрузить подмосковные города.

— Разместил/а Александрова Александра 04 апреля 2021, 13:48, отредактировано 04 апреля 2021, 13:48