Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Введите адрес электронной почты, куда будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.

Электронная почта

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Дорога с тысячелетней историей

Все знают автомагистраль А-103, которая соединяет столицу и подмосковный город Щелково. Щелковское шоссе – самое короткое из всех 13 радиусов Московского узла. Но мало кому известно, что в основе этой дороги лежит древний Стромынский тракт, которому больше тысячи лет.

Стромынский тракт начинался в укрепленном Суздале и пробивался на запад-юго-запад в те времена, когда Москвы еще не было. Сначала дорога пересекала поля и перелески, а после реки Колокши шла по северным опушкам дремучих лесов, достигавших реки Москвы. Эти леса частично сохранились и до наших дней — во Владимирской области, в Ногинском и Щелковском районах Подмосковья, а также в Москве — это Измайловский лесной массив, Лосиный остров, Сокольники. Дорога была зимняя, и пролегала она в то время единственно возможным путем.

Стромынка появилась на заре заселения славянами. Переселенцы передвигались водными путями. Историки Н. М. Карамзин и С. М. Соловьев считали, что они были выходцами из северо-западных, Новгородских земель. Преодолевая реки и волоки, они достигали верховьев Волги и по ее притокам проникали в глубину непроходимых дремучих лесов, где находили обширные открытые пространства и плодородные поля, вожделенную мечту земледельца.

Сначала на краю одного из полей, на берегу озера Неро, переселенцы основали город Ростов, известный из летописей с 862 года, а затем южнее, на краю другого поля, — приселок Ростова, город Суздаль. По археологическим данным, его укрепления датируются 10 столетием.

В XI веке дорога была уже известна, а благодаря Мономаху в самом начале XII века получила продолжение на Киев. Сын Мономаха Юрий, прозванный Долгоруким, князь Суздальский, пользовался этим путем на Киев. XII век характерен тем, что Юрий Владимирович, расширяя и укрепляя Ростово-Суздальский удел, стал переселять в свои земли многих славян из юго-западных и западных земель Киевской Руси. Они не только расширили дорогу, но и построили в Залесье много новых поселений, городов и укреплений. В XII–XIII вв. дорога превратилась в оживленную хозяйственную, политическую и военную артерию Северо-Восточной Руси. Она была первой русской вну­тренней дорогой, защищенной от набегов непроходимыми лесами и укрепленными городами. Зимой 1238 года бесчисленные орды Батыя проникли по льду замерзших рек в сердце Залесской Руси, разорив и покорив ее на долгие годы. Дорога превратилась в путь, по которому богатства Руси потекли в Орду.

Стромынка сначала соединила разрозненные удельные княже­ства, а потом позволила объединить их в единое государство при гла­венстве Москвы. Название Стромынской (Стромынка) она получила в 1382 году. Оно происходит названию старинного села Стромынь на левом берегу реки Дубенки (старое название села Коровицыно, Коровицено, Коровниково).Через село проходил скотопрогонный тракт. По нему в Москву перегонялись гурты телят и коров из Северо-Восточного угла Московского уезда (губерний тогда еще не было), и ближних районов Владимирского края.

На рубеже XV- XVI вв. был проложен прямой путь на Владимир, Нижний Новгород и Казань, названный Владимирским трактом. Эта дорога Стромынку былого значения, и она запустела почти на три века. В конце XVIII столетия в городе Шуе, селе Иванове и его округе возникла и стала быстро развиваться хлопчатобумажная промышленность. Весь грузооборот приняли Стромынка и ответвление от нее в Юрьеве Польском. Оживление продолжалось около ста лет, пока в конце XIX веке не была построена железная дорога Александров — Иваново.

В военно-статистическом обозрении Российской империи, изданном в 1852 году, приводится описание маршрута Стромынского тракта. Дорога проходила по уездам Владимирской губернии: Покровскому, Юрьевскому, Суздальскому и Шуйскому через город Киржач и уездный Юрьев. От Богородского уезда дорога до Киржача шла лесом, по ровной местности, по пес­чаному, в основном, грунту. А вот около Дубков и Храпков по на­правлению к Киржачу ей приходилось пересекать болота — потому тракт здесь был выстлан бревенчатым настилом.

Мосты на реках строились постоянные, на сваях. Например, через реку Мележа — 29 сажен длины, через Шершу — 40 саженей и с ледорезами. Между селом Филипповское и деревней Дубки через пойму был сделан низкий на сваях мост протяженностью до 460 са­женей. У города Киржач на реке Киржач мост, был 33 сажени, а весной, во время разлива реки, действовал паром.

От Юрьева до Гаврилова Посада дорога шла почтовым трактом, шедшим от Переславля во Владимир. От Гаврилова Посада до Золотницкой Пустыни дорога 23 версты проходила открытыми местами, а остальной путь — сосновым и еловым лесом, по чернозему с приме­сью глины. Через реку Нерль близ села Киберчина летом тракт шел по мельничной плотине, а весной по реке ходил паром.

По всей Стромынке в придорожных селениях находились харчевни и трактиры, путь-то был оживленным. На расстоянии дневного перегона стояли постоялые дворы.

Сегодня Стромынская дорога — это Щелковское шоссе, отходящее от Московской кольцевой автодороги, протяженностью 17 км. Однако, память о Стромынском тракте живет. До сего времени в Москве и Суздале сохранились улицы с названием «Стромынка».

— Разместил/а Александрова Александра 22 мартa 2021, 09:33, отредактировано 22 мартa 2021, 09:33