Выбор региона

Выберите ваш регион из списка или найдите по поиску

подтвердить

Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Электронная почта

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля отправлено на указанный адрес электронной почты

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Дорога, с которой началась история дорожной отрасли

Петербургско-Московское шоссе – первое в России шоссе общегосударственного значения. Ны­не существующая фе­де­раль­ная ­трас­са М-10 «Россия» в зна­чительной части сов­па­да­ет со своей прародительницей.

В ос­но­ве шос­се – ра­нее су­ще­ст­во­вав­шая Боль­шая Московская до­ро­га (Мо­ск­ва – Клин – Тверь – Нов­го­род). По ука­зу Пет­ра I в 1712 году от Санкт-Пе­тер­бур­га по крат­чай­ше­му на­прав­л­ению к Мо­ск­ве на­ча­лось строи­тель­ст­во пря­мой «всесезонной гужевой дороги».

Спустя 10 лет Сенат издал Указ о постройке дороги между Петербургом и Москвой, который можно считать началом дорожного строительства в России. Дорогу строили как грунтовую. В указе от 20 мая 1723 года значилось: «... А в болотных местах класть фашины и между ими насыпать землею слоями до тех мест, как вышиною будет с натуральною землею ровно и потом мостить, не подкладывая под испод бревен и сверх того мосту насыпать по небольшому земли».

В 1742 был от­крыт для дви­же­ния уча­сток Санкт-Пе­тер­бург – Чу­до­во (130 км). Отсюда доро­га пово­ра­чи­ва­ла на Нов­го­род, а там соединялась с Боль­шой Московской до­ро­гой. До­рож­ное по­лот­но действительно было выполнено из пес­ка, брё­вен, за­сы­пан­ных пес­ком фа­шин. Лишь небольшие отрезки дороги вблизи Санкт-Петербурга были сделаны из кам­ня.

Сплош­ное уст­рой­ст­во твёр­до­го по­кры­тия начали выполнять после 1817 года по методу французского инженера Пьера Трезагё: вместо древесного материала шоссе мостили бутовым камнем и щебнем. В соответствии с этой системой, в основу фундамента дороги с двускатным поперечными уклоном (для отвода воды) укладывался 10-сантиметровый слой камней, выставленных ребром. После утрамбовки сверху насыпали два слоя щебня, каждый толщиной по 8 см. По бокам устанавливался бордюрный камень.

Таким образом, дорога длиной 702 версты представляла собой мощёное полотно шириной 8,5 м, по бокам от которого были проложены ещё и грунтовые дороги шириной 3,2 м. Теперь расстояние между двумя столицами в летнюю пору удавалось преодолеть за три-четыре дня вместо недели, как раньше. Это было невероятно!

Однако, несмотря на все усилия, такое покрытие быстро приходило в негодность. Позже, уже ближе к 1850-ым годам, при строительстве больших почтовых трактов в Российской империи стали применять систему шотландского учёного Джона Мак-Адама. Щебёночный слой толщиной 25 см высыпали в осушенный желоб прямо на тщательно уплотнённую землю, а сверху укладывали еще один слой в 15 см. Мак-Адам считал, что нагрузку принимает на себя грунт, поэтому он должен быть максимально сухим.

Когда этот метод стали применять на участках Петербургско-Московского шоссе, он оказался более успешным. А вот асфальт на главной дороге Отечества появился спустя более полувека, в 1930-ых годах. Во многом это обусловлено тем, что популярность шоссе упала с запуском железнодорожного сообщения между двумя столицами в конце 19 века. И только в новом столетии с появлением автотранспорта былая востребованность вернулась к первой российской дороге

— Разместил/а Александрова Александра 15 февраля 2021, 12:23, отредактировано 15 февраля 2021, 12:23